Раздел 1. Общие положения
В условиях информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда
возникает необходимость обеспечения развития информационных компетенций выпускника,
готового к продолжению образования и работе в современных изменяющихся условиях.
Программа профессионального обучения (далее «Программа») «Оператор электронновычислительных и вычислительных машин» (далее – Программа) определяет цели, задачи,
планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при
получении
профессиональной
подготовки
по
профессии
«Оператор
электронно-
вычислительных и вычислительных машин» (ОКПДТР – 16199).
Цель реализации основной программы профессионального обучения: формирование у
обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для выполнения вида
профессиональной деятельности, приобретение квалификации.
Требования к поступающему для обучения
К освоению основной программы профессионального обучения по программе
профессиональной
вычислительных
подготовки
по
и вычислительных
профессии
рабочего
машин» допускаются
«Оператор
электронно-
лица с основным общим
образованием.
Сроки
начала
и
окончания
профессионального
обучения
определяются
в
соответствии с учебным планом данной основной программы профессионального обучения.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) ввод и обработка цифровой
информации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.5.
ПК 4.1.
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
Наименование результата обучения
Выполнять требования нормативно-технической документации
Участвовать в разработке проектной документации компьютерных
систем и комплексов с использованием современных пакетов прикладных
программ в сфере профессиональной деятельности.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
2
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
3
Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности и требования к
результатам освоения программы профессионального обучения
Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников:
Работа в операционной системе; работа c интегрированным пакетом прикладных
программ, устранение мелких неполадок компьютерного оборудования; обновление
антивирусных баз; установка программ; администрирование локальной сети; защита
информации в компьютерных сетях.
Объектами профессиональной деятельности являются:
комплекты компьютерной техники, принтер, сканер, проектор, плоттер;
программное обеспечение;
комплект учебной документации, методические пособия;
автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные
рабочие места обучающихся;
интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
посадочные места по количеству обучающихся;
локальная компьютерная сеть с выходом в Интернет.
2.2. Виды деятельности
выполнение
работ
по
обслуживанию
компьютеров
и
локальных
компьютерных сетей;
выполнение работ по обработке и передаче информации;
защита информации в компьютерных сетях.
Требования
к
результатам
освоения
программы
профессиональной
подготовки.
2.2.1 Общие компетенции
Выпускник, освоивший программу профессиональной подготовки по профессии
рабочего «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», должен
обладать общими компетенциями, включающимися в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
4
ОК4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
2.2.2. Профессиональные компетенции
Выпускник, освоивший программу профессиональной подготовки по профессии
«Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» должен обладать
профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности:
ПК 1. Осуществлять подготовку оборудования компьютерной системы к работе,
производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения
ПК 2. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми
документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в
графических редакторах
ПК 3. Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий
и сервисов Интернета
ПК 4. Обеспечивать применение средств защиты информации в компьютерной
системе
2.2.3. В результате освоения программы профессиональной подготовки
обучающийся должен:
Иметь практический опыт
выполнения требований техники безопасности при работе с вычислительной
техникой;
организации рабочего места оператора электронно-вычислительных и
вычислительных машин;
подготовки оборудования компьютерной системы к работе;
инсталляции, настройки и обслуживания программного обеспечения
компьютерной системы;
управления файлами;
применения офисного программного обеспечения в соответствии с
прикладной задачей;
использования ресурсов локальной вычислительной сети;
использования ресурсов, технологий и сервисов Интернет; применения
средств защиты информации в компьютерной системе.
5
Уметь:
выполнять требования техники безопасности при работе с вычислительной
техникой;
производить
подключение
блоков
персонального
компьютера
и
периферийных устройств;
производить установку и замену расходных материалов для периферийных
устройств и компьютерной оргтехники;
диагностировать простейшие неисправности персонального компьютера,
периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;
выполнять
инсталляцию
системного
и
прикладного
программного
обеспечения;
создавать и управлять содержимым документов с помощью текстовых
процессоров;
создавать и управлять содержимым электронных таблиц с помощью
редакторов таблиц;
создавать и управлять содержимым презентаций с помощью редакторов
презентаций;
использовать мультимедиа проектор для демонстрации презентаций;
вводить, редактировать и удалять записи в базе данных;
эффективно пользоваться запросами базы данных;
создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для
обработки растровой и векторной графики;
производить сканирование документов и их распознавание;
производить распечатку, копирование и тиражирование документов на
принтере и других устройствах;
управлять файлами данных на локальных съемных запоминающих
устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в интернете;
осуществлять навигацию по Веб-ресурсам Интернета с помощью браузера;
осуществлять поиск, сортировку и анализ информации;
осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью
антивирусных программ;
осуществлять резервное копирование и восстановление данных.
Знать:
6
требования техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
основные принципы устройства и работы компьютерных систем и
периферийных устройств;
классификацию и назначение компьютерных сетей;
виды носителей информации;
программное обеспечение для работы в компьютерных сетях и с ресурсами
Интернета;
основные средства защиты от вредоносного программного обеспечения и
несанкционированного доступа к защищаемым ресурсам компьютерной системы.
7
Раздел 3. Содержание и организация образовательного процесса
Учебный план
№
п/п
Наименование разделов, дисциплин и тем
Кол-во час.
10 кл. 11 кл.
1.
Введение в специальность. Основы гигиены труда,
производственной санитарии и профилактики травматизма
2
1
2.
Правовые аспекты информационной деятельности, культура
делового общения.
2
1
3.
Аппаратное обеспечение ЭВМ
4
4.
Арифметические основы ЭВМ
3
5.
Логические основы ЭВМ
4
6.
Базовое программное обеспечение
4
6
7.
Прикладное программное обеспечение
30
17
8.
Мультимедийные возможности компьютера
6
5
9.
Системы программирования
13
10.
Основы защиты компьютерной информации
8
11.
Настольные издательские системы
4
12.
Компьютерные сети. Технология создания сайтов
14
13.
Введение в компьютерную графику
11
16.
Экзамен
1
Итого за год
Учебная практика
37
31
45
23
ИТОГО:
68
68
8
Раздел 4. График учебного процесса
1 год обучения
Календарный учебный график
Обучение по программе осуществляется на основании учебного плана в соответствии с утвержденным расписанием.
Форма обучения
очная, очно-заочная
Количество часов в
неделю
2
Количество часов в день
Количество дней
Объем программы (час.)
2
34
68
2 год
обучения
Календарный учебный график
Обучение по программе осуществляется на основании учебного плана в соответствии с утвержденным расписанием.
Форма обучения
очная, очно-заочная
Количество часов в
неделю
2
Количество часов в день
Количество дней
Объем программы (час.)
2
34
68
9
Раздел
5.
Требования
к
условиям
реализации
основной
программы
профессионального обучения
Образовательная
организация
самостоятельно
разрабатывает
и
утверждает
основную программу профессионального обучения.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающиеся, должны
соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной
программы,
разрабатываемой
образовательной
организацией
совместно
с
заинтересованными работодателями.
Практика
является
обязательным
разделом
программы
профессионального
обучения. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на
формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе
выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
5.1. Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного
обучения, представителей предприятий и организаций, обеспечивающих
реализацию
образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы должна
обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
5.2. Требования к информационным и учебно-методическим условиям реализация
основной профессиональной образовательной программы обеспечивается доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному
перечню дисциплин. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены
доступом к сети Интернет.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда.
Образовательная
организация
предоставляет
обучающимся
возможность
оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе
образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам
данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Материально-техническое
обеспечение
реализации
основной
программы
профессионального обучения
Образовательное
профессионального
учреждение,
обучения,
реализующее
располагает
основную
программу
материально-технической
базой,
обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий,
учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным
и
противопожарным нормам.
Перечень кабинетов
Кабинет информатики-1
Кабинет
информатики
оснащен
современными
средствами
материально-
технического оснащения - компьютерным оборудованием (компьютеры, ноутбуки) и
программным обеспечением, организован доступ учащихся к сети Интернет.
Информационное обеспечение реализации программы
Интернет-ресурсы
1.
https://urok.apkpro.ru-Библиотекацифровогообразовательногоконтента
2.
www.megabook.ru(МегаэнциклопедияКириллаиМефодия,разделы«Наука/Ма
тематика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
3.
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru
4.
https://znanium.com-Электронно-библиотечнаясистема
5.
http://freeschool.altlinux.ru/-ПорталСвободногопрограммногоОбеспечения
Раздел
6.
Оценка
результатов
освоения
основной
программы
профессионального обучения
Реализация основной программы профессионального обучения сопровождается
проведением текущего контроля, промежуточной и итоговой государственной аттестации
обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине разрабатываются образовательной
организацией самостоятельно.
Профессиональное
обучение
завершается
итоговой
аттестацией
в
форме
квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
для
определения
соответствия
полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и
установления
на
этой
основе
лицам,
прошедшим
профессиональное
обучение,
квалификационных классов по соответствующей профессии.
Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения
включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических
знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующей профессии.
К
проведению
квалификационного
экзамена
привлекаются
представители
работодателей, их объединений.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о
профессии рабочего.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессии «Оператор электронно-вычислительных и
вычислительных машин» по Общероссийскому классификатору профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — 16199 программой
профессиональной подготовки.
В основу обучения положен принцип сочетания теории и практики. Ориентация на
практику реализуется через использование активных и инновационных методов обучения.
Программа направлена на формирование профессиональных компетенций, необходимых
для выполнения нового вида профессиональной деятельности либо приобретения новой
квалификации.
Основная цель обучения школьников состоит в том, чтобы:
Обучить учащихся работе на профессиональных ПЭВМ, работе с
различными операционными системами (MS DOS, Windows, Linux), с различным
системным обеспечением, с различными типами архиваторов и антивирусными
программами;
Ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера
(с различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках,
средств мультимедиа, различными видами принтеров);
Обучить рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать
программы на процедурном и объектно-ориентированном языке программирования
Паскаль;
Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных
прикладных программ, таких, как текстовый редактор, электронные таблицы, система
управления базами данных, графические редакторы, программы для подготовки
компьютерных презентаций;
Приобщить
обучаемых
к
современным
новым
информационным
технологиям;
Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
Научить создавать собственные Web-страницы при использовании HTML и
Macromedia технологий.
Задачи программы:
ознакомить обучающихся арифметическим и логическим основам ЭВМ, их
видами, архитектурой, типами архитектур;
обучить учащихся работе на профессиональных ПЭВМ, работе с различными
операционными системами), с различным системным обеспечением;
ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с
различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках,
средств мультимедиа, различными видами принтеров);
обучить школьника рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать
программы на процедурном языке программирования Паскаль;
формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных
прикладных программ;
приобщить
обучающихся
к
современным
новым
информационным
технологиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Обучение по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных
машин» по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих
и тарифных разрядов (ОКПДТР) — 1619 дает учащемуся компьютерную грамотность,
культуру понимания возможностей ПЭВМ и границ их возможностей. Во время обучения
у учащихся вырабатывается точность мышления и аккуратность в работе.
Закрепление
полученных
знаний
осуществляется
в
процессе
выполнения
лабораторно- практических работ, содержание которых разрабатывается преподавателем.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение
требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и
личной гигиены.
Каждое практическое занятие обязательно сопровождается вводным инструктажем
по безопасности труда.
Рабочей программой предусмотрено производственное (практическое) обучение, в
течение которого обучающиеся овладевают приемами работы с клавиатурой и выполняют
работы с использованием стандартных компьютерных программ под руководством
преподавателя и самостоятельно.
Обучение по программе заканчивается консультациями, подведением итогов и
экзаменом.
Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальные;
групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Оператор ЭВ и ВМ должен знать:
требования охраны труда и пожарной безопасности, основы охраны труда;
структуру системного блока, основные устройства ПЭВМ, правила их
эксплуатации, виды и причины отказов в работе устройств;
понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
основные отличия MS DOC от ОС Linux, терминологию, основные
возможности Linux;
стандартные
форматирование
и
документа
специальные
основные
программы
методы
Linux
размещения
основные
текста,
приемы
применения
многоколоночного текста, таблиц и стилей;
основы программирования, этапы решения задач на ПЭВМ, методы
моделирования процессов, алгоритмы обработки данных;
основные положения и функции операционных систем;
рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
назначение и возможности работы в телекоммуникационных сетях и ЛВС,
правила работы с прикладным программным обеспечением;
методы разработки Web-страниц с использованием HTML.
Оператор ЭВ и ВМ должен уметь:
соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять
рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте программисталаборанта, бережно обращаться с оборудованием;
подключать компьютер, практически работать в ОС;
работать с различными типами прикладных программ, (текстовые и
табличные процессоры, СУБД, графические редакторы);
грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе,
работать с таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
выполнять обработку документов на ПЭВМ различного типа с печатанием
исходных данных и результатов работы;
программно реализовать и отлаживать текст программы на языке
программирования, выполнять ввод информации с различных носителей;
работать в телекоммуникационных сетях и ЛВС, передавать данные по
различным каналам связи;
применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем
месте программиста-лаборанта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и техники;
2)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
4)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества;
5)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
1)
деятельности;
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3)
деятельности,
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4)
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
1)
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире;
2)
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира;
3)
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов
и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4)
систематизация
знаний,
относящихся
к
математическим
объектам
информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе
логические формулы;
5)
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
6)
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров,
о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и
основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
7)
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования
компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения
информационной
безопасности,
способов
и
средств
обеспечения
надѐжного
функционирования средств ИКТ;
8)
понимания
основ
правовых
аспектов
использования
компьютерных
программ и работы в Интернете;
9)
владение основными способами создания web-страниц;
10)
освоение
технологией
обработки
и
представления
мультимедийной
информации;
11)
сформированность представлений о способах хранения графической
информации;
12)
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными
навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел
№
п/п
Кол-во час.
10 кл. 11 кл.
1.
Введение в специальность. Основы гигиены труда,
производственной санитарии и профилактики травматизма
2
1
2.
Правовые аспекты информационной деятельности, культура
делового общения.
2
1
3.
Аппаратное обеспечение ЭВМ
4
4.
Арифметические основы ЭВМ
3
5.
Логические основы ЭВМ
4
6.
Базовое программное обеспечение
4
6
7.
Прикладное программное обеспечение
30
17
8.
Мультимедийные возможности компьютера
6
5
9.
Системы программирования
13
10.
Основы защиты компьютерной информации
8
11.
Настольные издательские системы
4
12.
Компьютерные сети. Технология создания сайтов
14
13.
Введение в компьютерную графику
11
16.
Экзамен
1
Итого за год
Учебная практика
37
31
45
23
ВСЕГО
68
68
Введение
1.
в
специальность.
Основы
гигиены
труда,
производственной санитарии и профилактики травматизма
Назначение и общественные аспекты применения персональных ЭВМ.
Конкретные примеры.
Ознакомление с профессиональной характеристикой оператора ЭВМ и
возможностями профессионального роста в системе
непрерывного образования.
Рыночная экономика и роль профессиональной компетентности в условиях
постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка труда.
Структура курса по специальности «Оператор ЭВМ».
Основные понятия о гигиене труда. Физиолого-гигиенические основы трудового
процесса на рабочих местах. Понятие об утомляемости. Значение рационального
режима труда и отдыха. Режим рабочего дня учащихся.
Влияние электромагнитного излучения дисплеев ЭВМ.
Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры пожарной
профилактики. Меры и средства пожаротушения.
Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от поражения
электрическим током.
Первая помощь при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях,
поражениях
электрическим
током)
Периодические
(2).
и
предварительные
медицинские осмотры и их значение. Первые признаки профессиональных
заболеваний. Предупреждение развития заболевания.
2.
Правовые аспекты информационной деятельности, культура делового
общения
Понятие о лицензионном и нелицензионном программном обеспечении.
Использование нелицензионных (контрафактных) программ.
Отечественное законодательство в борьбе с компьютерными преступлениями.
Виды компьютерных преступлений. Технические, организационные и правовые
меры противодействия компьютерным преступлениям. Уголовный кодекс (УК) РФ в
области
информационных
технологий.
Государственная
политика
информатизации. Составы компьютерных преступлений.
3.
Аппаратное обеспечение ЭВМ
Основы ЭВМ. История развития вычислительной техники (ВТ)
в
сфере
Вычислительная техника. (ВТ): история появления и развития ВТ, основные
направления развития ВТ, вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие ВТ.
Электронно-вычислительные машины (ЭВМ): назначение и общественные
аспекты применения ЭВМ. Основные сведения об ЭВМ. Значение и место ЭВМ в
автоматизированных системах управления (АСУ). Классификация ЭВМ. Перспективы
развития средств ВТ и технологии обработки информации.
Архитектура ЭВМ: определение, основные сведения. Типы архитектур.
Структура ЭВМ: понятие, схемы, взаимодействие основных устройств.
Системная плата: функции, технические характеристики, исполнение, типовые
элементы и узлы, взаимосвязь.
Микропроцессоры и сопроцессоры: основные характеристики, назначение.
Микропроцессор и память: способы обмена информацией. Контроллеры, шины и
порты: назначение, основные сведения.
Память ЭВМ: типы, структура и организация. Принципы хранения
информации. Внутренняя память: функции, структурная схема, особенности
построения. Устройства внутренней памяти: виды, свойства, основные параметры и
характеристики, взаимосвязь.
Накопители информации: типы, параметры, материалы накопителей, правила
использования. Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных,
оптических
и магнитооптических дисках): типы, параметры, принципы действия.
Дисководы и диски: взаимодействие. Стриммеры. Флеш-память. ZIP.
Устройства ввода (клавиатура, мышь, трекбол, джойстик): разновидности,
типы, функции, устройство, принципы работы, способы управления, правила
эксплуатации. Клавиатура: основные методы и приемы работы. Клавиши на
клавиатуре: функции, группы, варианты клавиатурных комбинаций. Программытренажеры для отработки приемов работы на клавиатуре со скоростью 160-180 ударов
в минуту: виды, применение.
Типы сканеров.
Устройства вывода (мониторы, принтеры, диски: виды, классы, назначение,
устройство, принцип действия, правила использования в работе, эксплуатация.
4.
Арифметические основы ЭВМ
Позиционные и непозиционные системы счисления.
Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы
счисления. Способы перевода чисел из одной системы в другую. Правила выполнения
арифметических операций в различных системах счисления.
5.
Логические основы ЭВМ
Представление информации физическими величинами. Способы передачи.
Понятие о логической функции. Логические функции: конъюнкция ("И"),
дизъюнкция ("ИЛИ"), отрицание ("НЕ"). Представление произвольной логической
функции через элементарные функции "И", "ИЛИ", "НЕ". Таблицы истинности.
Основные соотношения алгебры логики. Упрощение
логических функций. Логические функции и логические схемы.
6.
Базовое программное обеспечение
Классификация программного обеспечения и их краткая характеристика:
системное, системы программирования, прикладное.
Системное программное обеспечение
Операционная система ОС Windows/ Linux: Требования к аппаратуре.
Характеристики ОС. Интерфейс, объекты ОС. Навигация по файловой системе. Виды
меню и окон. Структура типового окна приложения. Запуск приложений и работа с
документами. Установка и удаление приложений. Назначение и приемы работы со
стандартными приложениями ОС. Поиск файлов и папок.
7.
Прикладное программное обеспечение
Создание и редактирование текстовых документов
Текстовый процессор. Основные возможности Microsoft Word/Writer, запуск и
назначение элементов окна. Элементы окна файла, свертывание, развертывание,
изменение размеров, закрытие окна файла. Меню команды Окно. Меню команды Вид.
Панели инструментов и их настройка. Контекстное меню в области панелей
инструментов. Справочная система.
Базовый набор операций ввода и корректировки текста. Работа с файлами.
Работа с блоками. Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы.
Операции с фрагментами текста. Форматирование текста. Контекстное меню в области
текста. Поиск текста. Меню команды Вставка. Проверка правописания. Параметры
страницы. Предварительный просмотр перед печатью. Режимы графики и построения
таблиц. Надпись и кадр. Работа с рисунком. Режим Структуры документа. Применение
стиля документа. Шаблон документа. Слияние документов. Оглавление и указатели
документа. Проверка орфографии документа. Внедрение и связывание объектов.
Работа с электронными таблицами
Табличные процессоры. Назначение, возможности и применение электронных
таблиц, принципы их построения и организация работы с ними. Характеристики
и
особенности табличного процессора MS Excel/Calc, запуск программы. Окно
табличного редактора и его элементы
Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и
сохранение рабочих книг. Адресация ячеек и ввод данных в таблицу. Типы данных.
Общие
правила
подготовки
таблиц
(ввод
формул,
функций,
копирование,
относительные и абсолютные адреса). Перемещение по таблице, фрагменты в таблице,
очистка, вставка и удаление ячеек, копирование фрагментов. Отмена и повторение
команд. Работа с формулами и основными функциями. Мастер диаграмм.
Работа с базами данных
Сущность базы данных и системы управления базами данных. Данные.
Предметная область, объекты предметной области, реквизиты, значения и имена
реквизитов, связи. Типы данных: символьные, числовые, даты, логические, MEMO,
OLE. Модели баз данных: иерархическая, сетевая и реляционная.
Система управления базами данных MS Access/ Base -общие сведения и
принципиальная схема работы. Объекты БД.: таблицы, формы, запросы, отчеты и
режимы работы с объектами (оперативный режим и режим конструктора). Создание и
открытие БД. Описание структуры БД: имя таблицы, ключевое поле, имя поля, тип
поля, размер поля, маска ввода, обязательные поля, индексированные поля. Создание и
работа с объектами базы данных: таблицей, формой, запросом, отчетом. Создание
связей между таблицами.
Изменение внешнего вида таблицы. Ввод данных. Формы для ввода и просмотра
данных. Печать таблицы. Экспорт данных в другие программы и базы данных.
Применение фильтра для поиска данных. Сортировка и упорядочение записей в
таблице. Поиск данных в таблице. Использование запросов для извлечения
информации. Создание запроса на выборку. Другие типы запросов.
Создание электронных презентаций
Приложение PowerPoint/Impress. Создание презентации. Режимы просмотра и
работы со слайдами. Вставка, удаление, перемещение и копирование слайдов. Ввод и
форматирование текста. Выбор внешнего вида презентации. Создание эффекта
анимации. Включение в слайды диаграмм, графиков, таблиц и столбцов текста.
Использование
звука
и
видеоклипов. Репетиция
презентации. Печать презентации.
презентации. Проведение
8.
Мультимедийные возможности компьютера Мультимедиа: понятия,
определения.
Аппаратные средства мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны,
акустические системы: виды, способы подключения, функции. Адаптеры и
конверторы, аппаратные методы компрессии, графические ускорители, графические
процессоры: назначение, использование, функциональные возможности.
Стандартные средства мультимедиа.
Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение. Звуковые и
видеофайлы: форматы, правила работы с ними.
9.
Системы программирования
Языки программирования. Алгоритм. Виды алгоритмов, свойства, способы записи.
Этапы решения задач на ЭВМ. Первичные конструкции языка. Структура
программы.
Разработка линейного вычислительного процесса. Операторы присвоения,
ввода-вывода данных. Составной оператор. Разработка ветвящегося вычислительного
процесса. Условный оператор
Составной условный оператор. Оператор множественного выбора. Оператор
безусловного перехода. Разработка циклического вычислительного процесса. Цикл с
предусловием. Циклы с постусловием. Вложенные операторы цикла. Составление
блок-схем. Массивы. Линейный одномерный массив. Действия с массивами. Действия
с линейными массивами. Удаление и добавление элементов в массив. Нахождение
элементов, следующих за мин. или макс. элементом. Упорядоченные массивы.
Сортировка массива. Сортировка массива методом «пузырька». Сортировка массива
методом «выбора». Поиск элементов в массиве.
Метод бинарного поиска. Двумерные массивы. Матрицы. Действия с двумерными
массивами. Действия с двумерными массивами. Удаление и добавление элементов в
массив. Основные принципы структурного программирования. Процедуры и функции.
10.
Основы защиты компьютерной информации Основы информационной
безопасности
Концепция
национальной
безопасности.
Концепция
государственной
информационной политики. Доктрина информационной безопасности. Правовое
регулирование отношений в сфере информатизации общества и деятельности органов
внутренних дел. Основные принципы многорубежной защиты информационных
ресурсов.
Методы и средства защиты компьютерной информации
Понятие
компьютерного
преступления.
Понятие
несанкционированного
доступа. Уязвимые места компьютерных систем. Методы защиты информации.
Компьютерные вирусы: понятие, многообразие, среда обитания, категории. Вирусные
программы: пути и механизмы распространения, действия, формы проявлений.
Профилактические меры.
Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы
настройки, порядок работы в них. Мероприятия для улучшения защищенности
вычислительных систем (организационные, технические, программные). Аппаратные
средства резервного копирования. Понятие компьютерного преступления. Компьютер
как средство и объект преступления.
Уголовное законодательство и компьютерная преступность. (Ст. 272-274 УК РФ).
Архивация данных
Архивы и архивирование: назначение, термины, определения. Программыархиваторы: разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна,
команды.
Архивации и разархивации файлов: основные правила, этапы, последовательность.
Виды архивов. Защита архивов.
11.
Настольные издательские системы
Этапы подготовки материала к публикации. Программы для вѐрстки текста:
Microsoft Publisher, Adobe PageMaker/ Scribus.: элементы управления, приемы работы
с текстом, вставка графических изображений, взаимодействие текста и графики,
приемы автоматизации, приемы работы с цветом, предварительный просмотр и печать
документа.
12.
Компьютерные сети. Технология создания сайтов
Вычислительные
сети:
понятие,
разновидности,
назначение,
масштаб,
перспективы, использование.
Локальные компьютерные сети
Понятия, характеристики, возможности, модели, схемы. Основные элементы
локальной сети: виды, способы соединения друг с другом (топология). Сети с
централизованным управлением: модели. Основные методы доступа. Системы
передачи данных: основные сведения. Аппаратные средства локальных сетей: состав,
конфигурация, функции.
Сетевое программное обеспечение: термины, определения, состав, структура.
Сетевые операционные системы: разновидности, функции. Сетевые приложения: виды,
применение. Ответственность пользователей за функционирование сети.
Работа
в
локальных
компьютерных
сетях:
правила,
основные
этапы,
последовательность.
Глобальная компьютерная сеть Интернет (Internet): термины, определения,
масштаб, возможности, предоставляемые услуги, структура, информационные
ресурсы, условия подключения. World Wide Web (WWW): основные сведения о
системе. Web-браузер: виды, функции. WAP-браузеры. Принципы адресации в
Интернете. Аппаратное обеспечение: основные требования. Компоненты сетевого
оборудования: разновидности, назначение, конфигурация.
Программное обеспечение Интернет: термины, определения, состав, структура,
функции, требования и приемы использования.
Работа в Интернете: основные этапы, последовательность, правила, приемы,
особенности.
WEB-сайты, страницы: общие сведения, правила работы, использование.
Электронная почта: понятия, основные функции. Программы Outlook Express/
Claws- Mail, Mozilla Thunderbird.: назначение, принципы работы программы, основные
элементы окна, особенности настройки интерфейса и основных параметров. Почтовые
сообщения: правила работы. Способы применения адресной книги. Выполнение
основных операций с текстовыми файлами. Обработка электронной почты
Телеконференции, чаты, «мгновенные сообщения». Безопасность в Internet.
Технология создания сайтов
Особенности
национального
WEB-дизайна.
Виды
WEB-страничек.
Инструменты WEB- дизайнера. Редактор WEB-узлов. Создание WEB-узла: мастер
WEB-узла, список задач, просмотр папок узла, навигация, проверка гиперссылок,
отчѐты, цветовая схема узла, общие поля страницы. Оформление WEB-узла. Редактор
WEB-страниц: форматирование текста, внедрение таблиц и списков, гиперссылки и
закладки,
рисунки,
просмотр
HTML-кода,
проверка
страницы
в
браузере.
Усовершенствование WEB-страниц.
Публикация готовых WWW-страничек в Интернете. Регистрация на поисковых
серверах.
«Раскрутка сайта».
Основы безопасности при работе в Интернет. Вирусы. Программы для
обеспечения безопасности в Интернет.
13.
Введение в компьютерную графику
Компьютерная
графика:
назначение,
применение,
основные
средства,
перспективы. Графические программы разновидности, назначение, свойства, область
применения.
Графические пакеты виды, преимущества, недостатки. Графические форматы: типы.
Экспортирование и импортирование графических файлов: основные правила.
Получение информации о файле.
Программы по созданию точечного рисунка: виды, принципы работы,
применение.
Элементы
экранного
интерфейса
виды,
назначение,
приемы
использования. Команды меню. Панель инструментов: основные средства.
Программы по созданию растровой графики: виды, характеристика, недостатки,
преимущества, применение и принципы работы, основные элементы экранного
интерфейса, опции меню программы, панели инструментов и палитр.
Изображения:
виды
комбинаций,
способы
цветового
оформления,
форматирования, трансформации. Использования графических объектов, выполненных
в других графических форматах и наоборот: правила, приемы.
Инструментальная палитра. Функции палитр Динамический диапазон. Гаммакоррекция.
Местная коррекция и ретушь изображения
Фильтры.
Монтаж
изображений
(составление
композиций). Создание
точечного рисунка. Программы по созданию векторной графики: виды, сущность,
недостатки, преимущества, применение, принципы работы, основные элементы
экранного интерфейса, опции меню программы и панели инструментов, основные
действия.
Векторные редакторы. Создание простейших объектов. Редактирование
контуров. Обработка замкнутых контуров. Заливка контуров. Создание сложных
контуров. Средства работы с текстом. Режимы работы с текстом. Способы
использования цвета.
Программы трехмерного моделирования: назначение, область использования,
особенности работы. Основные команды и функции. Работа с простыми объектами:
приемы, средства. Способы изменения свойств и характеристик объектов.
14.
Экзамен
Аттестация обучающихся в соответствии с профессиональными требованиями и
квалификационной характеристикой «Оператор ЭВМ».
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
ауд.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Введение в специальность.
Введение в специальность.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и профилактики
травматизма.
Правовые аспекты информационной деятельности
1
1
Правовые аспекты информационной деятельности
Культура делового общения.
Аппаратное обеспечение ЭВМ
Основы ЭВМ. История развития вычислительной техники (ВТ)
Архитектура и структура ЭВМ
Микропроцессоры, память ЭВМ
Накопители информации, устройства ввода/вывода
Арифметические основы ЭВМ
Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная,
восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы счисления.
1
1
Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная
системы счисления. Способы перевода чисел из одной системы в другую.
Правила выполнения арифметических операций в различных
системах счисления.
Логические основы ЭВМ
1
Понятие о логической функции.
Логические функции: конъюнкция
("И"), дизъюнкция ("ИЛИ"),
отрицание ("НЕ"). Таблицы истинности.
Основные соотношения алгебры логики. Упрощение логических
функций.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
пр.
Плановые сроки
прохождения
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Упрощение логических функций. Логические функции и логические схемы.
Базовое программное обеспечение
Классификация
программного
обеспечения
и их краткая
характеристика: системное, системы программирования, прикладное.
Операционная система ОС Linux. Файл и файловая система.
Запуск приложений и работа с документами. Установка и удаление
приложений.
Назначение и приемы работы со стандартными приложениями ОС. Поиск
файлов и папок.
Прикладное программное обеспечение
Текстовый процессор. Основные возможности Writer. Базовый набор операций
ввода и корректировки текста.
Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы.
Операции с фрагментами текста.
Форматирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста.
Меню команды Вставка. Проверка правописания. Параметры
страницы. Предварительный просмотр перед печатью.
Построения таблиц. Надпись и кадр. Работа с рисунком.
Режим Структуры документа. Применение
стиля документа.
Шаблон документа. Слияние документов. Оглавление и указатели документа.
Проверка орфографии документа. Внедрение и связывание объектов.
Табличные процессоры. Назначение, возможности и применение
электронных таблиц, принципы их построения и организация работы
с ними.
Характеристики и особенности табличного процессора Calc, запуск
программы. Окно табличного редактора и его элементы
Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и
сохранение рабочих книг.
Адресация ячеек и ввод данных в таблицу. Типы данных. Общие
правила подготовки таблиц (ввод формул, функций, копирование,
относительные и абсолютные адреса).
Общие правила подготовки таблиц (ввод
формул, функций,
копирование, относительные и абсолютные адреса).
Перемещение по таблице, фрагменты в таблице, очистка, вставка и удаление
ячеек, копирование фрагментов. Отмена
и повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
команд.
Мастер диаграмм.
Сущность базы данных и системы управления базами данных. Данные.
Предметная область, объекты
предметной области,
реквизиты, значения и имена реквизитов, связи.
Типы данных: символьные, числовые, даты, логические, MEMO, OLE.
Модели баз данных: иерархическая, сетевая и реляционная.
Система управления базами данных MS Access/ Base -общие сведения и
принципиальная схема работы. Объекты БД: таблицы, формы, запросы, отчеты
и режимы работы с объектами (оперативный
режим и режим конструктора). Создание и открытие БД.
Описание структуры БД: имя таблицы, ключевое поле, имя поля, тип
поля, размер поля, маска ввода, обязательные поля, индексированные поля.
Создание и работа с объектами базы данных: таблицей, формой,
запросом, отчетом.
Создание связей между таблицами. Изменение внешнего вида
таблицы. Ввод данных.
Формы для ввода и просмотра данных. Печать таблицы.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной
БД
Экспорт данных в другие программы и базы данных. Применение
фильтра для поиска данных.
Сортировка и упорядочение записей в таблице. Поиск данных в
таблице.
Использование запросов для извлечения информации. Создание
запроса на выборку.
Приложение Impress. Создание презентации. Режимы просмотра и
работы
со
слайдами. Вставка, удаление,
перемещение
и
копирование слайдов.
Ввод
и
форматирование
текста. Выбор
внешнего
вида
презентации.
Создание эффекта анимации. Включение
в слайды диаграмм,
графиков, таблиц и столбцов текста.
Использование звука и видеоклипов. Репетиция презентации.
Проведение презентации. Печать презентации.
Контрольное тестирование по разделу
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Мультимедийные возможности компьютера
Мультимедиа: понятия, определения. Аппаратные средства
мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны, акустические
системы: виды, способы подключения, функции.
Адаптеры
и конверторы, аппаратные
методы компрессии,
графические ускорители, графические
процессоры: назначение,
использование, функциональные возможности.
Стандартные средства мультимедиа.
Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение.
Звуковые и видеофайлы: форматы, правила работы с ними.
Работа в мультимедиа-программах
Системы программирования
Алгоритм. Виды алгоритмов, свойства, способы записи. Этапы
решения задач на ЭВМ.
Составление блок-схем.
Языки программирования. Понятие о данных.
Величины и их типы. Способы записи алгоритмов.
Первичные конструкции языка. Структура программы.
Разработка линейного вычислительного процесса.
Операторы присвоения, ввода-вывода данных. Составной оператор.
Разработка ветвящегося вычислительного процесса.
Оператор множественного выбора. Оператор безусловного перехода.
Массивы. Линейный одномерный массив. Действия с массивами. Действия с
линейными массивами.
Упорядоченные массивы. Сортировка массива. Сортировка массива
методом «пузырька».
Сортировка массива методом «выбора». Поиск элементов в массиве.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
ауд.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и профилактики
травматизма.
Правовые аспекты информационной деятельности
Базовое программное обеспечение
Классификация
программного
обеспечения
и их краткая
характеристика: системное, системы программирования, прикладное.
Операционная система ОС Linux\Windows. Файл и файловая система.
Запуск приложений и работа с документами. Установка и удаление
приложений.
Назначение и приемы работы со стандартными приложениями ОС.
Приемы работы со стандартными приложениями ОС.
Поиск файлов и папок.
Прикладное программное обеспечение
Текстовый процессор Writer\Word.
Ввод и корректировка текста.
Работа с файлами. Работа с блоками.
Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы.
Операции с фрагментами текста.
Форматирование текста.
Вставка объектов. Надпись и кадр. Работа с рисунком. Параметры
страницы. Построения таблиц.
Режим Структуры документа. Слияние документов. Оглавление и
указатели документа. Внедрение и связывание объектов.
Табличные процессоры работа с ними.
Создание, загрузка и сохранение рабочих книг.
пр.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Плановые сроки
прохождения
Примечание
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Адресация ячеек. Типы данных. Общие правила подготовки таблиц.
Работа с формулами и основными функциями. Мастер диаграмм.
Системы управления базами данных. Иерархическая, сетевая и
реляционная базы данных.
Создание БД. Создание и работа с объектами базы данных: таблицей,
формой, запросом, отчетом.
Создание связей между таблицами. Формы и запросы БД
Приложение Impress. Создание презентации.
Создание эффекта анимации. Включение
в слайды диаграмм,
графиков, таблиц и столбцов текста.
Использование звука и видеоклипов. Репетиция презентации.
Проведение презентации. Печать презентации.
Мультимедийные возможности компьютера
Мультимедиа. Аппаратные средства мультимедиа
Адаптеры
и конверторы, аппаратные
методы компрессии,
графические ускорители, графические
процессоры: назначение,
использование, функциональные возможности.
Стандартные
средства мультимедиа. Звуковые и видеофайлы:
форматы, правила работы с ними.
Работа в мультимедиа-программах
Работа в мультимедиа-программах
Основы защиты компьютерной информации
Концепция национальной безопасности. Концепция государственной
информационной политики. Доктрина информационной безопасности.
Правовое регулирование отношений в сфере информатизации
общества и деятельности органов внутренних дел. Основные
принципы многорубежной защиты информационных ресурсов.
Понятие
компьютерного
преступления.
Понятие
несанкционированного доступа. Уязвимые места компьютерных
систем.
Методы защиты информации. Компьютерные вирусы: понятие,
многообразие, среда обитания, категории.
Вирусные программы: пути и механизмы распространения, действия,
формы проявлений. Профилактические меры.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Антивирусные программы: разновидности, принципы действия,
способы настройки, порядок работы в них. Мероприятия для
улучшения
защищенности
вычислительных
систем
(организационные, технические, программные).
Аппаратные
средства
резервного
копирования.
Понятие
компьютерного преступления. Компьютер как средство и объект
преступления. Уголовное законодательство и компьютерная
преступность. (Ст. 272-274 УК РФ).
Архивы и архивирование: назначение, термины, определения.
Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы
работы, диалоговые окна, команды.
Архивации и разархивации файлов: основные правила, этапы,
последовательность. Виды архивов. Защита архивов.
Настольные издательские системы
Этапы подготовки материала к публикации. Программы для вѐрстки
текста: Microsoft Publisher, Adobe PageMaker/ Scribus.
Элементы управления, приемы работы с текстом
Вставка графических изображений, взаимодействие текста и
графики
Приемы автоматизации, приемы работы с цветом
Создание публикации. Предварительный просмотр и печать
документа.
Компьютерные сети. Технология создания сайтов
Вычислительные сети. Локальные компьютерные сети. Аппаратные
средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции.
Сетевое
программное
обеспечение.
Работа
в
локальных
компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. World Wide Web.
Принципы адресации в Интернете.
Аппаратное и программное
обеспечение.
Электронная почта: понятия, основные функции. Телеконференции,
чаты, «мгновенные сообщения». Безопасность в Internet.
Структура веб-страницы.
Атрибуты тегов. Работа с текстом.
Форматирование абзацев на Web-странице.
Структура веб-страницы.
Атрибуты тегов. Работа с текстом.
Форматирование абзацев на Web-странице.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Изображения в HTML-документе
Способы организации гипертекстовых документов. Разработка
сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких
файлов. Текстовые ссылки. Изображения - ссылки
Способы организации гипертекстовых документов. Разработка
сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких
файлов. Текстовые ссылки. Изображения - ссылки
Виды сайтов, их назначение. Способы организации информации.
Скорость загрузки страниц и определяющие факторы. Критерии
оценки сайтов.
Списки. Таблицы
Настройка характеристик веб-страниц (фон, текст, изображения,
гиперссылки. Использование слоев.
Публикация готовых WWW-страничек в Интернете.
Введение в компьютерную графику
Компьютерная графика: назначение, применение, основные средства,
перспективы.
Графические программы разновидности, назначение, свойства,
область применения. Графические пакеты виды, преимущества,
недостатки. Графические форматы: типы
Экспортирование и импортирование графических файлов: основные
правила. Получение информации о файле.
Программы по созданию точечного рисунка. Элементы экранного
интерфейса. Команды меню. Панель инструментов: основные
средства.
Использования графических объектов, выполненных
в других
графических форматах и наоборот: правила, приемы.
Фильтры. Монтаж
изображений
(составление
композиций).
Создание точечного рисунка.
Программы по созданию векторной графики. Векторные редакторы.
Создание простейших объектов.
Редактирование контуров. Обработка замкнутых контуров. Заливка
контуров. Создание сложных контуров.
Средства работы с текстом. Режимы работы с текстом. Способы
использования цвета.
Программы трехмерного моделирования: назначение,
область
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
67.
68.
использования, особенности работы. Основные команды и функции.
Работа с простыми объектами: приемы, средства. Способы изменения
свойств и характеристик объектов.
Экзамен
1
2
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК 1.5. Выполнять требования
нормативно-технической
документации.
ПК 2.1. Создавать программы на
языке ассемблера
для микропроцессорных систем.
ПК 2.3. Осуществлять установку
и конфигурирование
персональных компьютеров, и
подключение периферийных
устройств.
ПК 2.4. Выявлять причины
неисправности периферийного
оборудования.
ПК 3.1. Проводить контроль,
диагностику и восстановление
работоспособности
компьютерных
систем
и
комплексов.
ПК 3.3. Принимать участие в
отладке
и
технических
испытаниях
компьютерных
систем
и
комплексов;
инсталляции, конфигурировании
и
настройке
операционной
системы, драйверов, резидентных
программ.
ПК
4.2.
Участвовать
в
проектировании,
монтаже,
эксплуатации
и диагностике
компьютерных
систем
и
комплексов.
ПК 4.3. Проводить мероприятия
по
защите
информации
в компьютерных системах
и
комплексах.
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
Соответствие
требований
нормативно-технической
документации.
Правильность
создания
программы на языке ассемблера
для микропроцессорных систем.
Правильное
подключение
периферийных
устройств,
подключение компьютера
Текущий контроль в
форме
-защиты
практических
заданий;
- тестовых заданий
- контрольных работ;
-рейтинговая
оценка
знаний студентов по
дисциплине
(ежемесячно);
Квалификационный
экзамен.
Правильное выявление причины
неисправности периферийного
оборудования
Знание видов и причин отказов в
работе устройств и программ,
меры их предупреждения и
устранения
Уметь производить отладку и
технические
испытания
компьютерных
систем
и
комплексов,
настраивать
операционные системы
Знание
основных
функциональных
устройств
компьютера, их связи и
назначения, общих сведений о
программном обеспечении
Правильность
проведения
мероприятий
по
защите
информации в компьютерных
системах и комплексах
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями
ОК
7.
Брать
на
себя
ответственность за работу членов
команды
(подчиненных),
результат выполнения заданий
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий в профессиональной
деятельности
Основные показатели оценки
результата
Демонстрация
интереса
будущей специальности
Формы и методы
контроля и оценки
к Интерпретация
результатов наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
освоения
Выбор и применение методов и процессе
способов
решения образовательной
профессиональных
задач; программы
оценка
эффективности
качества выполнения
Решение
стандартных
и
нестандартных
профессиональных задач в
области
программного
обеспечения
Эффективный
поиск
необходимой
информации;
использование
различных
источников,
включая
электронные
Работа на ПК
Взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями
в
ходе
обучения
Самоанализ
и
коррекция
результатов
собственной
работы
Организация самостоятельных
занятий
при
изучении
профессионального модуля
Анализ инноваций в области
разработки
программного
обеспечения
ОК 10. Исполнять воинскую Развитие чувства долга перед
обязанность, в томчисле с
Отечеством
применением
полученных
профессиональных знаний (для
юношей)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Обеспеченность,
Наименование
Количество
%
Печатные пособия
Схемы
Графический пользовательский интерфейс
1
Виды информационных процессов
1
Представление информации (дискретизация)
1
Моделирование, формализация, алгоритмизация
1
Основные этапы разработки программ
1
Системы счисления
1
Логические операции
1
Блок-схемы
1
Алгоритмические конструкции
1
Структуры баз данных
1
Структуры веб-ресурсов
1
Аппаратные средства
Компьютер
12
Проектор
1
Принтер
1
Устройства для ручного ввода текстовой
24
информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и
1
звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система –Linux
1/12
Файловый менеджер (в составе операционной
12
системы или др.)
Антивирусная программа
12
Программа-архиватор
12
12
Интегрированное
офисное
приложение,
включающее текстовый редактор растровый и
векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав
12
операционных систем или др.)
Почтовый клиент (входит в состав операционных
12
систем или др.)
Браузер (входит в состав операционных систем
12
или др.)
Простой редактор Wеb-страниц
12
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100